С самого начала нужно смириться с тем, что, сняв концерт в полностью автоматическом режиме, получим полную ерунду. Все настройки только ручные, иначе никак.
1. Баланс белого (ББ). Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что освещение на концертной площадке можно поделить на заливающее и все остальное. ББ выставляется по заливающему свету. До начала концерта нужно включить именно его, возможно, подождать несколько минут, пока лампы прогреются, затем ставим человека с белым листом на сцену и отбиваем ББ по нему (по листу, а не по человеку). Лист держим на уровне лица — самое важное всегда лицо, оно обязательно должно быть правильного цвета.
Если такой возможности нет (обычно она все-таки есть, но надо побегать, договориться и т.п.), можно выставить похожий пресет на камере. Но надо иметь в виду, что если съемка ведется разными камерами, понятие о пресете у них тоже может быть разным. Однако, даже это лучше, чем оставить ББ в автомате — тут он будет скакать, и ни в какой монтажной программе это потом не собрать.
2. Экспозиция. Как правило, освещение на концерте достаточно хорошее, чтобы обойтись без усиления, поэтому убираем его в ноль для улучшения качества картинки. Хотя, бывает всякое, конечно. Экспозицию выставляем руками и подкручиваем руками же при изменении условий освещения. Выставляем опять по лицу (либо по тому, что снимаем, это может быть, например, рука гитариста, взятая крупно). То есть, если в кадре есть лицо, оно не должно быть ни пересвеченным, ни темным, остальное второстепенно.
Подкручивать по ходу дела можно только один из параметров экспозиции. Скажем, если важно сохранить глубину резкости, это должна быть выдержка, в общем, тут уже некий простор есть, в зависимости от задумки художника. Но в любом случае никаких автоматов, оставшиеся параметры экспозиции, должны быть выставлены вручную.
3. Фокус. Автофокус на концерте сойдет с ума. Кроме того, он не даст возможности пользоваться эффектным приемом «переход фокуса», когда в кадре два объекта на разном удалении от камеры, сначала один резкий, а второй размытый, потом верчением кольца фокусировки размываем первый и делаем резким второй.
4. Съемка несколькими камерами. Конечно, самые красивые съемки получатся при многокамерной съемке. Даже если у вас всего одна камера, можно попробовать взять у знакомых напрокат вторую, поставить ее на штатив, настроить на общий план и поставить за нее помощника, можно даже неопытного. Только надо объяснить ему про экспозицию и показать, какое колесо крутить. В этом случае у вас появится свобода действий — сможете перемещаться по залу, снимать не только выступающих, но и зрителей, и делать все это с разных ракурсов.
Самый бюджетно-идеальный вариант видится примерно таким: берем три одинаковые камеры. Первая снимает общие планы от начала до конца, вторая берет средние и крупные (в принципе, эта камера может перемещаться), третья используется в ручном режиме для съемок с разных точек, из-за кулис, например или со спины клавишника, да как вам фантазия подскажет, а также очень крупных планов (деталь), например, та же рука гитариста. Только постарайтесь не залезать в кадр первых двух камер. Оператор второй камеры должен быть художником, а оператор третьей (ручной) должен еще и уметь снимать руками без малейших колебаний (не с маленькими, а вообще без них, без заметных, по крайней мере).
Очень полезно перед съемкой изучить репертуар выступающего. В этом случае сможете легко снять крупно «запил» лидер-гитариста, заблаговременно заняв нужную позицию. Кстати, полезно изучить план помещения, при необходимости договориться с администрацией для быстрого перемещения по, например, служебным коридорам за сценой, если таковые имеются — там вы и мешать никому не будете, и точку съемки быстро поменяете.
Съемку все камеры ведут в режиме «нонстоп» — так потом проще будет синхронизировать (если у вас камеры понимают внешний таймкод, сдвиньте пальцы и не читайте это:-). Флэшки меняем по-очереди, но примерно в одно время.
5. Звук. Это в концерте главное, как ни странно:-) Накамерный микрофон (любой!) запишет его отвратно. Тут есть два варианта:
а) звук пишется отдельно на звуковой пульт (у ряда моделей есть возможность подкючить флэш-карту), после чего вам отдается звуковой файл, который и используется при монтаже. Если пишется отдельно несколько дорожек, музыканты получат возможность свести звук, как им нравится. Этот вариант предпочтительней.
б) берется выход со звукового пульта и прицепляется к одной из камер. Это либо берущая общие планы, и тогда цепляем по проводу, либо любая по радиоканалу. Будьте готовы, что с любительским звуковым входом звуковики пошлют в пешее эротическое путешествие, поэтому желательно иметь хотя бы одну камеру с входами XLR. В варианте б) обязателен постоянный контроль звука через наушники. Желательно еще отключить АРУ и отрегулировать уровень вручную. Выход со звукового пульта можно также прицеплять к подключенному звуковому рекордеру.
6. Нюансы.
Одежда. Темная однотонная. Черные джинсы, темные кроссовки, черная рубашка с длинным рукавом — лучше всего. Носки тоже черные, и это тоже важно. Можно еще бандану темно-синюю нацепить. Оператор должен быть незаметным. В том числе для других камер. Перемещение по залу черного оператора в кадре не видно. Кроссовки гораздо удобней всяких парадно-выходных форм обуви.
Кофры, сумки и т.п. Заранее решите вопрос, куда все это свалить. На концерте могут и спереть, что плохо лежит. Надежды на то, что сумка лежит рядом — мало. Вариант решения вопроса всегда есть. Флэшки, аккумуляторы распихайте по карманам.
Интервью. Не касаясь деталей собственно интервью, скажу только, что накамерный свет обязателен, если интервью берется не прямо на сцене в нормальном освещении (что вряд ли). И не забудьте заново отбить баланс белого.
Приезжайте на съемку хотя бы за час до начала. Час — не так много, как кажется. Как раз успеете расставить камеры, договориться с коллегами, кто что снимает, отбить ББ (для этого иногда надо полчаса искать администратора) и т.д.
Приличные рации с гарнитурами — хороший помощник. В этом случае режиссер (его функции может выполнять один из операторов) получает возможность оперативно давать команды операторам, а также вовремя узнавать о проблемах. Только убедитесь, что ваша рация нормально работает в условиях громкого звука на концерте, иначе от нее будет больше вреда, чем пользы.
Штативы. Если они дешевые, не пытайтесь делать панорамы, все равно на длинных фокусах получится одно расстройство. Лучше комбинировать статичные кадры с камер, снимающих общие и средние планы с динамичными, снятыми «ручной» камерой.
Резюме: три камеры полупро-сегмента, два нормальных штатива, один накамерный фонарь, умение договориться с администрацией клуба и звуковиками, навыки использования ручных настроек камер и работы в команде (многокамерная съемка), а также знание репертуара выступающих позволят вполне бюджетно, но качественно снять концерт.
И еще. Перед съемкой не поленитесь, посмотрите десяток-другой концертов известных групп, даже если их музыка вам не нравится. Пусть вас не смущает, что там камеры дороже и их больше, ибо главная деталь в камере — оператор.
Вот ещё дополнение чисто по монтажу:
1.
Камеры, единожды в ключившись — не выключаются столько, насколько
хватает носителя. Время для смены носителя должно быть минимальным. Или
потеряете хронологию события.
2. Если прописываете много дублей с
многих камер, то чтобы не париться с синхронизацией, впустите в кадр
всем оператором чела с фотовспышкой, пусть он «пыхнет» разок всем в
кадр, а потом убежит. Потом, по засвеченному кадру (одному!) очень
элементарно всё стягивается на таймлайне. Также можно, если идёт работа
под фанеру, в начале её записать громкий щелчок и стаскивать всё по
нему. Недостаток этого метода… в низкой скорости звука, кто работал в
больших залах — тот поймёт… Можно вообще не париться, а свести всё по
пикам звуковой дорожки. Это просто, когда один дубль с пары камер и
страшный гемор, когда камер и дублей много.
3. Все камеры пишут звук! Хоть какой нибудь. Иначе на сведении — пушистый зверёк…
4.
Когда всё готово, то синхронизируем все куски на таймлайнах, если есть
«дыры», то растягиваем куски так, чтобы они совпадали по общей
хронологии события, т.е. на дорожке оставляем дырки там, где колдырь
оператор останавливал запись и включаем режим «мультикам» (Эдик,
Премьер, Вегас).
5. Если нет мультикама — идём топиццо (шутка).
Располагаем дорожки от общего к крупному, сверху вниз, и «прорезаем»
вставки. Кто то делает наоборот…
6. Можно ещё попробовать
синхронизацию по таймкоду, в камерах подороже есть опция free run, когда
счётчик мотает независимо от того, включена камера или нет. Иногда
помогает, особенно когда камеры работают в «стартстопном» режиме. Но при
нынешней копеечной цене на носителе и поголовном переходе на
компьютерный монтаж это уже не так актуально, мне кажется…